Артикуляционная гимнастика после инсульта

Инсульт – тяжелое состояние, при котором нарушены значимые функции мозга. Какие именно – зависит от локализации пораженных тканей. У пациента могут нарушиться двигательные и зрительные функции, а чаще всего встречается нарушение речи после инсульта (афазия). Такое состояние может носить временный или хронический характер. Оптимальный срок, когда желательно начать лечить патологию – несколько дней от приступа. Как именно проводится восстановление речи после инсульта, невролог и логопед решают с учетом типа афазии, тяжести проявления.

Многие не понимают, почему случается афазия после инсульта. На самом деле суть патологического процесса кроется в знании работы организма. В мозге есть отделы, отвечающие за восприятие информации и речь. Если в эти участки мозга кровь не поступает, ткани атрофируются. Этот процесс необратимый, и чтобы вернуть способность произносить слова нужно научить не затронутые участки мозга этой функции. Под термином «афазия» врачи подразумевают не только проблемы с речью, но и способность понимать свой язык.

Как долго восстанавливается речь

Как упоминалось выше, лечение подбирается индивидуально с учетом типа афазии и характера течения болезни, возраста пациента и сопутствующих патологий. Начинать лечение афазии после инсульта важно как можно раньше. Известны следующие основные типы афазии:

  • тотальная. Проявляется в первые дни от инсульта, когда пациент ничего и никого не помнит;
  • моторная. Проявляется после тотальной, если состояние улучшается. Пациент начинает понимать обращенные к нему слова, но не может ответить или говорит спутанно;
  • сенсорная. Пациент не может понять смысл некоторых слов, не распознает слоги и звуки, а родной язык звучит в его ушах, как иностранный, который он никогда не изучал.

Как вернуть речь

Логопед в тандеме с неврологом подбирают схему коррекции речевых функций. Врач ориентируется на проведенные обследования, характер повреждений. К примеру, если паралич затронул левую часть тела, то прогнозы благоприятные. Это связано с тем, что после приступа парализуется зеркальная сторона тела по отношению к поврежденному участку мозга. Значит, расположенные в левом полушарии речевые отделы не пострадали.

Другая ситуация с теми, у кого парализовало правую часть тела – врач сразу может судить о том, что повреждения коснулись речевых отделов мозга. Следовательно, прогнозы не очень хорошие. Тем не менее, терапию нужно начинать сразу, как пациент вернулся в сознание.

Логопед показывает пациенту упражнения для восстановления речи после инсульта, а невролог назначает лекарства. Необходимо комплексно подходить к решению задачи, опираясь на следующие лечебные приемы:

  • раннее выявление нарушения речи. Чем точнее будет определен масштаб поражения и его локализация в мозгу, тем быстрее можно начать терапию. Согласно статистическим данным, примерно 30% потерявших речь после инсульта уже к моменту выписки из больницы начинают говорить;
  • психологическая поддержка. Некоторые механизмы нарушений базируются на уверенности пациента в том, что изменения необратимы. Как бы это не звучало невероятно, но терять оптимизм ни в коем случае нельзя. По необходимости врач назначит антидепрессанты, проведет беседу с пациентом и его близкими. Важно понять, что тяжелые состояния после перенесенного инсульта в современной медицине уже считаются редкостью, а не обычным явлением. Как только пациент поймет, что он может выздороветь, здоровье начнет улучшаться;
  • занятия с логопедом. Специалист тесно сотрудничает с невропатологом, знает все о назначенных пациенту медикаментах и их действии на мозг. Это препараты, улучшающие мозговые функции, восстанавливающие их (антикоагулянты, нейропротекторы).

Медикаменты, назначенные человеку, помогают избавиться от трудностей произносительной области речевой функции, но основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом. Периодически врач контролирует динамику изменений с помощью специального теста – он определяет прогресс и по необходимости корректирует тактику терапии.

Хорошие результаты дают ноотропные протекторы и музыкотерапия в сочетании с логопедическими упражнениями. Если в процессе реабилитации внезапно пропала речь, это может говорить о повторном инсульте – в таком случае нужно срочно обследоваться у специалиста.

Народные средства

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь. В народной медицине есть проверенные рецепты, которые помогут ускорить выздоровление:

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.

Учитывая, что растения могут вызывать побочные реакции, перед тем, как восстановить речь после инсульта с помощью отваров, нужно проконсультироваться со своим врачом.

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Как научить говорить

После выписки пациента домой реабилитация должна активно продолжаться. Делать упражнения можно и дома, запомнив правила их выполнения. Ниже перечислены основные логопедические упражнения, которые назначают людям с нарушениями речи:

  • комплекс упражнений, нацеленных на развитие речи. Нужно произносить сложные слоги, скороговорки, заучивать фрагменты текстов. Конкретные упражнения врач подбирает пациенту в индивидуальном порядке;
  • артикуляционная гимнастика. Это упражнения, благодаря которым мышцы языка приобретут необходимый тонус. Выполнять их не сложно. К примеру, нужно облизать языком губы по кругу и в обратную сторону, попробовать достать кончиком языка до подбородка или носа, а также учиться скручивать язык в трубочку;
  • вытянуть губы вперед, будто нужно задуть свечу, затем расслабиться. Здоровому человеку это сделать легко, а когда мышцы не слушаются – задача будет не из легких;
  • нижнюю губу нужно захватить верхними зубами, потом отпустить. Повторить то же самое, но для верхней губы;
  • высунуть язык максимально далеко, одновременно с этим втягивая шею.

После того, как случился инсульт восстановление речи будет зависеть, в том числе, и от желания, усердия самого пациента. Обязательно нужно проговаривать скороговорки. Детский логопед использует их для развития речи у малышей, но не меньше пользы они принесут взрослому с проблемами речевого аппарата. Не все скороговорки оказывают одинаковое воздействие, поэтому врач сам должен выбрать те из них, которые эффективно восстановят подвижность языка и дикцию с учетом присутствующих нарушений.

Как помочь близкому человеку после инсульта

Существует ряд рекомендаций, которые помогут близкому человеку быстрее восстановиться в этот нелегкий период. Детальный инструктаж родственники пациента получат у лечащего врача, но общие рекомендации можно прочесть ниже.

Человек после инсульта легче будет ориентироваться в бытовых предметах, если вызывать у него ассоциацию, для чего они предназначены. К примеру, можно рассматривать картинки со стульями, столом, качелями, книгами и спрашивать спокойно у человека – на чем из изображенных предметов сидят, из чего пьют и др.

Пациенты с сенсорной афазией испытывают трудности в отличие слов с одинаковым звучанием. Поэтому для занятий нужно нарисовать рисунки, чтобы человек мог показывать, о чем он пытается сказать. Примеры такого созвучия: бочка – почка, том – дом. Желательно общаться с пациентом по очереди, если в помещении находится несколько человек, поскольку после инсульта слова и звуки сложно различить.

Пациентам с моторной афазией можно помочь, поощряя их на разговор. Чем раньше человек начнет вслух произносить слоги и слова, тем быстрее к нему вернется понимание речи окружающих. Как только слова начнут выговариваться, нужно заинтересовать человека так, чтобы он с удовольствием занимался самостоятельно. К примеру, подготовить для него простые предложения с пропущенными словами, чтобы он мог восполнить пробелы. К примеру: кот … мышку, птица… песни.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки. При такой болезни, как инсульт афазия – не единственное нарушение, и нужно внимательно относиться к здоровью, соблюдая врачебные рекомендации. Из всех телевизионных передач желательно выбирать те, которые интересны пациенту и могут стимулировать его на комментарии.

Одним из новых направлений в лечении инсульта считают использование стволовых клеток. С помощью такой терапии организм получает энергию, повышается желание выздороветь и говорить четко. Желательно начинать любое лечение с первых дней от инсульта. Трансплантация клеток проводится за 2 процедуры, между которыми делается перерыв в 3 месяца. Уже после первой процедуры устраняется ишемия, сосуды работают лучше, рассасываются атеросклеротические отложения.

Инсульт – непростое состояние, поэтому и пациенту, и его близким людям нужно набраться терпения и целенаправленно двигаться к выздоровлению. Прогнозы для каждого человека определяются в индивидуальном порядке с учетом обширности участка повреждения. Наилучших успехов удается достичь в первый год после инсульта. В последующее время улучшения будут малозаметными. Бывает и так, что некоторые дефекты речи остаются, и окружающим придется приспособиться к такому звучанию слов, ни в коем случае не делая замечаний. Изолировать человека от общения нельзя, наоборот – нужно всячески поощрять его к беседе, заинтересовывать и показывать, что он важен и нужен. Говорить об инсульте и его опасности при человеке, который перенес это состояние, строго запрещено.

Среди разрушительных последствий инсульта врачи особо выделяют нарушения речи, вплоть до полной ее потери, которые могут быть временными или хроническими. Пациент, лишенный возможности нормального общения, часто замыкается в себе, погружается в негативные мысли, становится подвержен депрессии.

Потеря интереса к жизни значительно усложняет и без того непростой процесс реабилитации. Поэтому восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Продолжительность реабилитационного периода

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

При поражении обширных участков мозга на реабилитацию может уйти от 4 месяцев до 2 лет. На протяжении всего этого времени пациенту придется упорно работать над восстановлением речи.

Основные мероприятия

Для решения такой сложной задачи, как восстановить речь после инсульта, используется комплексный подход, который задействует 3 стороны: врачей, пациента и его родственников. Он включает:

Ускорить реабилитацию помогут дополнительные тренировки с больным после инсульта в домашних условиях. Чтобы выполнять рекомендованные врачом упражнения правильно, родственникам стоит посетить несколько сеансов вместе с пациентом.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Говорят с пациентом спокойно, тихим голосом, комментируя каждое его действие. В процессе тренировок больной не должен слышать посторонних звуков. Радио, телевизор, громкие разговоры будут отвлекать и утомлять его.

Массаж

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального массажа. Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Но назначать их должен врач. Неправильно рассчитав нагрузку или выбрав слишком сложные логопедические упражнения, можно навредить больному, отбив у него желание продолжать тренироваться.

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Народные рецепты

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Лекарственные препараты

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

Врач может также настаивать на личных беседах с больным и его родственниками. Их цель ­– настроить пациента на положительный результат, убедить в том, что инвалидности по речи можно избежать, если приложить усилия.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки повторного инсульта. Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Инновационные методики

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.

Использование стволовых клеток связано с определенными сложностями, главная из них – высокая стоимость процедуры. Но в решении такой проблемы, как вернуть пациенту после инсульта способность нормально разговаривать, она позволяет добиться значительных результатов. Среди них:

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Дополнительные способы

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при ишемическом инсульте. Во время нее нейрохирург соединяет здоровый сосуд мозга и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.

Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.

Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии

После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства. Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы). После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.

Афазия при инсульте бывает нескольких видов:

  1. Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
  2. Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
  3. Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
  4. Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
  5. Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.

Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.

Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.

Чистые и явные афазии встречаются редко, поэтому занятия по коррекции речи назначаются в индивидуальном порядке

Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Некоторые упражнения больной может выполнять с родными и близкими людьми. Например, они могут начать предложение «Сегодня очень хорошая по…», а пациенту необходимо продолжить «года». Таким же образом поется знакомая песня, больной присоединяется и подпевает. Таким образом тренируется память, возникают ассоциации.

Составление логопедической программы

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом

Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе. Немаловажной является психологическая поддержка.

Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:

  • стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
  • не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
  • следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
  • заниматься следует не более получаса в день.

Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.

Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта

Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний. В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз. Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.

1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.

2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.

3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.

4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.

Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).

Суть логопедического массажа после инсульта

Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.

Разновидности массажей после инсульта:

  • пальцевый;
  • зондовый;
  • с помощью зубной щетки.

Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.

Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.

Вывод

Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).

Видеоурок по афазии. Когда начинать занятия: Видео

Инна Жукова

Кандидат медицинских наук, автор многочисленных работ по клинической медицине, участник международных конференций. Большой опыт в исследовании интернет рынка.

Оцените автора
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
0
Оставьте отзыв! Напишите, что думаете по поводу продукта.x