Фитотерапия для детей в детском саду

ирина туркеева
Фитотерапия и ароматерапия в ДОУ, как профилактика простудных заболеваний

Увеличение заболеваемости респираторными инфекциями приходится на осенне-весенний период.

Это инфекционное заболевание поражает защитную оболочку дыхательных путей, расчищая путь для других инфекций: пневмонии, бронхитов, гайморитов и т. д.

Источником инфекции является человек больной выраженной или стертой формой острого респираторного заболевания. Передача инфекции происходит воздушно-капельным путем, но может происходить и через предметы обихода (посуда, полотенце и т. д.)

Для того, чтобы предотвратить эпидемию в ДОУ нужно профилактика.

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия.

Ароматерапия-это оздоровление эфирными маслами, оно основано на способности растений выделять вещества, обладающие мощным, бактерицидным действием.

Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами.

Данные оздоровительные процедуры используются в ДОУ только с письменного согласия родителей.

Для проведения ароматерапии помещений в течении 1-1,5 мес. используют эфирные масла (лаванды, шалфея, аниса) в нюхательных флаконах и травяные подушки. В подушках можно использовать листья мяты, герани, душицы, хвою сосны, лепестки розы и т. д.

Рекомендуется помещать травяные подушки в спальне на радиатор батареи, что благоприятно воздействует на процесс засыпания, сон детей и их состояние здоровья.

Отвары трав дают в осенне-весеннее время, в течении 1-2мес., в теплом виде, за 30мин. до еды.

Для приготовления настоев и отваров рекомендуют суточные дозы сухого лекарственного сырья: от 1г до 3 лет-1чайная ложка

от 3 лет до 7лет-1десертная ложка

Травы повышающие иммунобиологическую защиту организма: корень и корневища элеутерококка, женьшень, золотой корень, заманиха, плоды лимонника китайского и т. д.

Витаминные комплексы: крапива, шиповник, смородина черная, рябина красная, земляника.

Можно применять как отдельные лекарственные растения (фитоадаптогены, так и сборы трав, подобранные индивидуально для каждого ребенка, витаминные фито чаи.

Противопоказаниями для назначения фитоадаптогенов у детей являются:

-острые лихорадочные реакции;

Суточная доза растительных адаптогенов составляет 2 капли на год жизни ребенка. Она делится на 2 приема и дается за 15-20 мин до еды перед завтраком и перед полдником. Перед сном фитоадаптогены применять не рекомендуется. Курс составляет 3 недели. В течении года возможно проведение 3 курсов с интервалом между ними не менее месяца.

Ароматерапия в детском саду. В нашем детском саду активно используется ароматерапия для повышения защитных функции иммунной системы наших деток,что бы у них часто не.

Медицинская консультация «Как сделать свой организм неподвластным гриппу» КАК СДЕЛАТЬ СВОЙ ОРГАНИЗМ НЕПОДВЛАСТНЫМ ГРИППУ Приближается холодное время года, а вместе с ним и подъем заболеваемости острыми респираторными.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛев Шерстобитов

Похожие презентации

Презентация на тему: " МБДОУ детский сад «Теремок». Фитотерапия С древних времен наши предки использовали всевозможные растения для профилактики и лечения различных недугов." — Транскрипт:

1 МБДОУ детский сад «Теремок»

2 Фитотерапия С древних времен наши предки использовали всевозможные растения для профилактики и лечения различных недугов.

3 Что такое фитотерапия Фитотерапия – это лечение при помощи лекарственных трав, так называемое траволечение, при котором прием внутрь настоев различных растений и трав, способствует очищению крови и внутренних органов от шлаков и токсинов, оказывает положительное действие на работу организма в целом, повышаются его защитные функции. При фитотерапии лечение травами не оказывает побочного влияния на организм, как это нередко случается при терапии химическими медицинскими препаратами. Принципы лечения фитотерапией 7 принципов лечения лекарственными растениями. Это этапность, системность, индивидуальность лечения, непрерывность терапии, временной принцип лечения, переход от простого к сложному, качество лекарственного сырья.

4 АКТУАЛЬНОСТЬ Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом и одновременно значительным ухудшением экологической среды нашей планеты. Эти факторы оказали влияние на физическое и психическое здоровье всех людей, а особенно на детей дошкольного возраста. Практически здоровых детей в настоящее время почти нет. Альтернативой в данном случае выступает народная медицина, ее разделы по применению растений и их ароматов для профилактики различных заболеваний. С этого года в практику нашей работы было введено систематическое употребление травяных отваров и настоев, а также вдыхание ароматов растений.

5 Цель проекта: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям. развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

6 Участники проекта Методическая служба – оказывает методическую помощь в работе над проектом. осуществляет взаимосвязь и взаимодействие всех участников проекта. ДЕТИ -Участвуют в разных видах деятельности: познавательной, игровой, практической. Родители -участвуют в совместной деятельности; – делятся опытом с другими. Педагог и мл.воспитатель -осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме. -организуют деятельность детей и родителей. Медицинские работники -оказывают помощь в организации оздоровительных процедур детям. -дают консультации для родителей.

7 Подготовительный этап. 1. Анкетирование родителей. 2. Работа со специалистами по реализации проекта 3.Сбор материала о лекарственных растениях приобретение лекарственных трав. Основной этап. Состоит из 2 частей. Теоретическая часть: 1. Изучение лекарственных растений, их лечебных свойств. 2. Посещение библиотеки. 3. Чтение худ. лит-ры, стихов, загадок, пословиц, поговорок. 4. Все виды игр. 5. Продуктивная деятельность.

8 Практическая часть: 1.Прием фиточая: иммуностимулирующий, витаминный и успокаивающий. 2.Ароматерапия. Заключительный этап. 1.Диагностика заболеваемости детей. 2.Экскурсия в аптеку. 3.Викторина «Я здоровье сберегу»

9 Реализация фитомероприятий в условиях детского сада Просветительская работа. Консультации специалистов. Приём фитонапитков. Ароматерапия. Оценка эффективности.

10 Рецепты фитотерапии для детей Целебный чай: 1 чайная ложка липового цвета, 1 чайная ложка цветков бузины, 1 стакан воды. Чай оказывает отхаркивающее и потогонное действие, хорошо очищает верхние дыхательные пути. От кашля: – Взять две чайных ложки травы девясила, заварить кипятком(200 мл), настоять в термосе. – Корень солодки 10 грамм, залить одним стаканом кипятка, кипятить на водяной бане в течение 20 минут.

11 Рецепты фитотерапии для детей Витаминные сборы. Плодов шиповника и плодов черной смородины по 25 г. 2 чайных ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 1 час. Пить по 1/4 – 1/2 стакана 3-4 раза в день. Плодов шиповника и ягод брусники по 25 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 10 минут на слабом огне, затем 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укупорив. Процедить и пить по полстакана 2-3 раза в день. Грудные сборы Травы душицы 10 г., листьев мать-и-мачеха и корня алтея по 20 г.. 2 чайных ложки смеси залить стаканом кипятка, настоять минут, процедить и пить теплым по полстакана 3-4 раза в день (как отхаркивающие). Листьев мать-и-мачеха 40 г., листьев подорожника и корня солодки по 30 г. 1 столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 15 минут, процедить и пить по полстакана через 3 часа.

12 АроматерапияАроматерапия Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы в виде эфирных масел различных растений. Эфирные масла применяются не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь, но и в качестве профилактического средства от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой. Благодаря своим компонентам эфирные маслаобладаютуникальнымибиологическимисвойствами:противовоспалительным, антисептическим, антивирусным, иммуномоделирующим, бактерицидным. Особенно ароматы созвучны миру ребенка. Дети наделены удивительной способностью чувствовать и безошибочно выбирать целебный для себя запах. Ароматы обогащают детство радостью, восторгом, блаженством. Многие сейчас знают, что для полноценного развития ребенка его восприятие необходимо насыщать яркими зрительными образами, разнообразными звуками, тактильными ощущениями. Но также важно дать ему возможность ощутить многообразие запахов, что заложит основу психологического здоровья и богатства его личности.

13 Рецепты ароматерапии для детей Смесь для поднятия настроения: масло апельсина – 2 капли, масло иланг-иланга – 2 капли. Антипростудная смесь:масло ромашки – 1 капля, масло мандарина – 2 капли, масло чайного дерева – 2 капли, масло тимьяна (чабреца) – 1 капля. Детские праздничные смеси: Лимон – 3 капли, апельсин – 2 капли, ромашка – 2 капли. Лаванда – 2 капли, корица – 2 капли, роза – 3 капли. Мандарин – 3 капли, лимон – 3 капли. о апельсина – 2 капли, масло иланг-иланга – 2 капли. Озноб, жар: Эвкалипт 2 капли + лаванда 2 капли + чайное дерево 1 капля растворить в 1 десертной ложке растительного масла. Смазывать область шеи, миндалин.

20 Информационные ресурсы Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. (под ред. З.И.Бересневой) – М.: ТЦ Сфера, 2003 Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. Под ред. В.И.Орла, С.Н.Агаджановой. – СПб.: « Детство-Пресс », Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.: Монография. – СПб.: Каро, 2006 Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов нД.: Феникс, 2005 Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-7 лет. (Популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003 Информационные ресурсы Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. (под ред. З.И.Бересневой) – М.: ТЦ Сфера, 2003 Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. Под ред. В.И.Орла, С.Н.Агаджановой. – СПб.: « Детство-Пресс », Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.: Монография. – СПб.: Каро, 2006 Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов нД.: Феникс, 2005 Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-7 лет. (Популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003

В современной клинике внутренних болезней происходят сложные процессы переоценки способов лечения. По почти единодушному мнению клиницистов, лечение больных в настоящее время значительно усложнилось и лечить стало труднее. Терапия приобретает зачастую опасный характер за счет учащающихся побочных эффектов лекарств, развития непереносимости к ним, проявлений лекарственной болезни. В связи с этим справедливо предлагается развивать иные, немедикаментозные, методы лечения. Одно из первых мест в их ряду по праву может занять фитотерапия. Фитотерапия — это лечение лекарственными растениями.

В качестве лекарственных растений в мире используется около 23 000 видов растений, что составляет примерно 7% мировой флоры. Широта использования лекарственных видов и степень их изученности различны. Действующие начала у большинства растений, применяемых в народной и традиционной медицине, неизвестны, фармакодинамические свойства не изучены и их применение основывается на эмпирическом опыте. Количество лекарственных растений, введенных в научную медицину, значительно меньше. Всего, с учетом лекарственных растений, перерабатываемых на заводах для получения индивидуальных веществ или очищенных препаратов и не поступающих в аптеки в виде сырья, официально используется более 200 лекарственных растений. Подавляющее большинство лекарственных растений отечественной медицины произрастает или культивируется на территории СНГ.

С позиции фитотерапии все многообразие веществ в лекарственном растении условно можно разделить на три группы: действующие, сопутствующие (полезные и вредные) и балластные вещества. Роль одних и тех же веществ во многих случаях оказывается неоднозначной, но такое деление позволяет удобно классифицировать растения по их главному фармакологическому эффекту одновременно с учетом их терапевтического действия.

Под действующими веществами подразумеваются компоненты, обладающие высокой фармакологической активностью, определяющей терапевтический эффект растения или препаратов из него. Сопутствующие вещества также в той или иной мере фармакологически активны, но их действие не определяет основной терапевтический эффект. Однако сопутствующие вещества могут существенно влиять на активность действующих веществ, потенцируя или ингибируя их фармакологический эффект. Балластные вещества в целом мало активны, но их наличие должно учитываться при приготовлении, хранении и применении лекарственных форм из растений. Не исключено, что именно с балластными веществами связан определенный терапевтический эффект настоев и отваров из растений.

Многообразие веществ в растении и сложная система связей между ними определяет наиболее существенную особенность фитотерапии, а именно: ее поливалентность, ибо, несмотря на наиболее выраженный фармакологический эффект так называемых «действующих веществ», общий терапевтический эффект в конечном итоге складывается из суммы множественных воздействий всех веществ растения на органы и функциональные системы организма.

Вещества растений принципиально более родственны человеческому организму по своей природе, нежели синтетические препараты. Отсюда значительно большая их биодоступность и сравнительно редкие случаи непереносимости, проявления лекарственной болезни. В этом состоит еще одна важная особенность фитотерапии. Фитотерапия может рассматриваться более «объемной» и более «щадящей», чем медикаментозное лечение. Одновременно следует отметить более медленное наступление видимого положительного эффекта, часто его большую стойкость и относительную редкость побочных эффектов. Соответственно и вся продолжительность лечения лекарственными растениями — процесс относительно более длительный, чем при медикаментозном лечении.

Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.
Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха повышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.
Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы являетсясолодка голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.
Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник.
Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное средство.
Откашливающее действие выражено у мать-и-мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, солодки, одуванчика..

Брусника – легкое мочегонное и гипотензивное средство;
Крапива – желудочное, поливитаминное средство, улучшает обмен в-в, оказывает положительный эффект при анемиях;
Шиповник- восстанавливает энергетический статус клеток детского организма ,положительно влияет на обмен веществ, богат витамином С
Рябина – поливитаминное средство, обладает адаптогенными свойствами;
Черника – нормализует обмен веществ, деятельность желудочно-кишечного тракта, оказывает положительное влияние на органы зрения;
Малина – потогонное, бактерицидное, противовоспалительное средство;
Боярышник – успокаивающее средство, улучшает работу сердца.
Эффективно проведение ингаляций с лекарственными травами. Ингаляции делают 2 раза в день, всего проводится 10-12 ингаляций по 3-5 минут каждая. Горячий пар вдыхают то через рот, то через нос.

Как применяют лекарственные растения для оздоровления детей?

Лекарственные растения применяют и в свежем виде, и в виде порошка из высушенных и измельченных растений или вытяжки из растений, подвергая их несложной обработке с сохранением природного комплекса полезных веществ.

Лекарственные растения используют для приготовления настоев, отваров, настоек, вытяжек или сгущенных вытяжек, т.е. экстрактов.

При лечении методами фитотерапии сроки и методики проведения лечения определяются врачом. При хронических заболеваниях фитотерапевтические курсы могут и должны проводиться по специально разработанной врачом программе. Такие курсы обязательны при угрозе возникновения обострений болезни.

В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Судите сами, дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели – ведь они очень вкусные. Даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. В этих случаях меню и дозировку согласовывают с фитотерапевтом.

Применяя лекарственные растения для оздоровления детей надо проявлять осторожность. Почему? Потому что непереносимость ребенком той или иной лекарственной травы и ли лекарственного сбора узнать заранее практически невозможно.

В детском возрасте наилучшими и наиболее распространенными способами применения лекарственных растений являются энтеральный, наружный, ингаляционный.

Прием внутрь для детей мало отличается от такового у взрослых, однако имеет свои особенности. Наиболее оптимальные лекарственные формы — напары (чаи), настои и отвары. Использование растений в виде чая имеет больше профилактическую, чем лечебную направленность.

При подготовке лекарственных растений для приема внутрь целесообразно предварительно измельчать их в порошок, пропуская растения через мясорубку или кофемолку. Его частицы не должны быть очень мелкими (1—3 мм в диаметре). Следует помнить, что в процессе приготовления порошка появляется пыль растений, которая может вызвать раздражение слизистых носоглотки или глаз у детей, склонных к аллергии. Поэтому обработку растений надо проводить в отсутствие детей и хорошо проветривать помещение. Поскольку измельченные растения через 1,5—2 месяца начинают терять свои лечебные свойства, их не стоит готовить сразу в большом количестве. Хранить порошок необходимо в закрытой банке в холодильнике, а перед употреблением перемешивать. При использовании растений в порошке наиболее эффективным и простым способом приготовления настоя является кипячение в течение 3 минут с последующим настаиванием в тепле в течение 2 часов.

Полоскание горла и полости рта у детей среднего и старшего возрастов обычно не вызывает никаких трудностей. Дети в возрасте 3—4 лет также легко обучаются этому процессу, но процедуру необходимо проводить только в присутствии взрослых. Детям младше 3 лет вместо полоскания горла можно давать пить теплый отвар или настой маленькими глотками или закапывать их в нос (по 8—10 капель) так, чтобы они попадали в глотку. Эффективны только частые полоскания (не реже 5-6 раз в сутки), а в острые периоды каждые 1,5—2 часа.

Кроме водных форм, для лечения носоглотки лекарственные растения можно применять в виде масляных вытяжек или эмульсий водного экстракта трав с растительными маслами, лучше оливковым, кукурузным или светлым рафинированным подсолнечным. Их закапывают в нос или используют для смазывания слизистой носоглотки.

Ингаляции являются одним из действенных методов терапии болезней органов дыхания. Способы их проведения зависят от возраста ребенка. Детям старшего возраста ингаляции можно проводить, как взрослым. Однако самые эффективные — ингаляции в «палатке». Для маленьких детей этот способ является единственным. Водяную баню готовят обычным способом. В кастрюлю с водой ставят стеклянную банку, наполненную водой, с помещенными в нее нужными растениями (под банку надо положить кусок материи или деревянную решетку, чтобы она не касалась дна кастрюли). Кастрюлю подогревают до тех пор, пока вода в стеклянной банке не закипит. «Палатку» сооружают из куска полиэтилена или из накидки от дождя. В нее помещают кастрюлю с готовым настоем для ингаляций. Ребенка сажают в «палатку» рядом с кастрюлей, а маленьких детей берут на руки. «Палатка» должна иметь сравнительно большой объем и щель для притока свежего воздуха. Такой способ обеспечивает не только полноценные ингаляции, но и общее равномерное прогревание ребенка. Для создания необходимого количества пара во вдыхаемом воздухе объем отвара должен составлять не менее 3—5 литров.

Промывание глаз детям любого возраста проводится только кипяченым, тщательно процеженным отваром слабой концентрации (не более 1-3%). Для каждого глаза надо использовать отдельный тампон, причем только один раз. На одну процедуру требуется 3—4 тампона для каждого глаза. Лучше пользоваться тампонами из стерильного бинта, чем ватными, так как ворсинки ваты могут попасть в глаза.

Пользуйтесь возможностью провести ребенку курс кислородных коктейлей с настоями трав. Обычно в поликлиниках, санаториях и фитобарах бывают аппараты для получения кислородной пенки, к ней только надо добавить настои трав (подорожник, зверобой, ромашка). Применять кислородную пенку лучше за 30 минут до еды. Продолжительность курса — до трех недель. Желательно провести два курса в год.

Никогда не используйте иммуностимулирующие препараты (интерферон, виферон, тимоген, тималин, тактивин и др.) без назначения врача и предварительного иммунологического обследования ребенка.

Несмотря на то, что в аннотации к препарату перечислены заболевания, при которых следует его применять, этого явно недостаточно для его назначения. Иммунная система организма — очень сложно организованная система, и только врач- иммунолог, обладающий клиническим опытом, с помощью специальных методов обследования может решить этот вопрос. Обычно врач назначает иммунологическое исследование крови (иммунограмму), которое помогает установить дефектное звено, после чего назначает лечение. В противном случае можно легко усилить нарушение баланса в иммунной системе и ухудшить состояние ребенка.

Детям с ослабленной иммунной системой показаны курсы фитотерапии сборами трав, направленные на гармоничное восстановление «регуляторного треугольника»: иммунная- нервная- эндокринная системы. Их действие на иммунные процессы развивается медленно, после 1- 2- месячного курса, и мягко, они не вызывают побочных эффектов. Сборы должен составлять врач- фитотерапевт с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в том числе исследования иммунограммы.

Если же иммунограмма не сделана или установить тип нарушения функционирования иммунной системы не удалось, то можно применять растительные адаптогены в виде отваров, настоев или готовых аптечных препаратов. Никогда не покупайте травы и сборы трав с рук.Поиск лекарств в аптеках обязательно поможет найти нужный растительный препарат.
Растительные адаптогены оказывают неспецифическое, общеукрепляющее действие на организм. К таким растениям относятся солодка, девясил, каланхоэ, алоэ, арника, эхинацея.

Прекрасным общеукрепляющим действием обладают препараты женьшеня, элеутерококка, аралии, но они и, в еще большей степени, препараты лимонника, родиолы розовой и других растений этой группы обладают тонизирующим действием, и детям с повышенной возбудимостью их можно давать только по назначению врача.

Дозировка любых адаптогенных препаратов зависит от формы их выпуска (фитосборы, таблетированные экстракты, сиропы, спиртовые экстракты) и от возраста ребенка.
Для повышения сопротивляемости организма рекомендуются следующие сборы трав, которые надо принимать 2- 3 раза в день в течение 1 месяца. В приведенных ниже рецептах количество ингредиентов указано в весовых частях.

Сбор 1
Девясил – 1, бузина – 2, малина (листья) – 4, солодка – (корень) – 1.
1 чайную ложку сбора довести до кипения в 150 мл воды, варить 1 минуту, остудить, отвар выпить теплым натощак.

Сбор 2
Аир – 1, душица – 2, калина (лист) – 4, мать- и- мачеха – 2, малина (лист) – 4.
4 столовые ложки сбора заварить в виде чая в 0,5 л кипятка. Остудить, процедить,- выпить в 2- 3 приема.

Для укрепления защитных сил организма рекомендуется прием смеси 1 части сока алоэ с 2 частями меда. Принимать по 1 столовой ложке смеси 3- 4 раза в день в течение недели. Очень полезно вместо чая пить настой шиповника. Готовить его просто — 100 г ягод заварить в термосе 1 л кипятка и настоять 6- 8 часов.

Ингаляции эфирных масел: гвоздичного, анисового, гераниевого, лавандового, кориандрового, пихтового, розмаринового — стимулируют выработку слизистыми оболочками лизоцима — вещества, обладающего бактерицидным действием.

Для местного использования (промывания носоглотки, закапывания в носовые ходы) с успехом применяется масло чайного дерева. Рекомендуемая концентрация — 2 капли па 100 мл очищенной воды.

Инна Жукова

Кандидат медицинских наук, автор многочисленных работ по клинической медицине, участник международных конференций. Большой опыт в исследовании интернет рынка.

Оцените автора
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
0
Оставьте отзыв! Напишите, что думаете по поводу продукта.x