Массаж пальцев рук грудничков

Все педиатры однозначно сходятся на мнении о том, что массаж пальцев рук детей имеет уникальное значение для их умственного развития. Процедура стимулирует ускорение момента, когда малыш начнет разговаривать. Отчего же так происходит?

Почему массаж пальчиков для детей считается очень важной процедурой?

Манипуляции с пальцами очень важны для развития малышей. Учеными доказана прямая связь между мелкой моторикой детей и уровнем их речевых и интеллектуальных навыков. Ведь зона в коре головного мозга, отвечающая за речь, находится рядом с двигательным центром и стимулирует его. Чем раньше родители начинают выполнять массаж пальцев рук, тем больше у их детей шансов начать разговаривать раньше своих сверстников. Именно поэтому врачи рекомендуют выполнять такие упражнения с самого раннего возраста.

Массаж пальцев рук детей выступает обязательным элементом процедуры коррекции, используемой логопедами при нарушениях речи у малыша. Манипуляции также способствуют:

  • Нормализации тонуса мышц.
  • Усилению кровообращения.

Массаж пальчиков у грудничка

Новорожденным детям манипуляции проводятся крайне аккуратно. Малыш должен быть в хорошем настроении. Во время массажа мама может напевать песенки или рассказывать крохе сказочку. Упражнения с детьми необходимо выполнять последовательно, мягко и ласково:

  • Положить на свою руку ладошку карапуза. Выполнить поглаживания всех пальчиков вместе и каждого в отдельности.
  • Круговыми движениями сделать массаж в виде аккуратных разминающих движений. Каждый палец необходимо массировать в одну и другую сторону.
  • Слегка нажать на подушечки.
  • Сжать ручку крохи в кулачок, а потом помочь его разжать.
  • Осторожно похлопать по пальчикам, погладить их.

Такой массаж для детей можно выполнять как в комплексе общей профилактической процедуры, так и самостоятельно. Упражнения рекомендуется проводить несколько раз в день. Время занятия не должно превышать 2—3 минуты.

Массаж пальцев рук у детей после годика

Малышам, вышедшим из грудного возраста, также рекомендуется проводить манипуляции, развивающие мелкую моторику. Для пальцев рук детей постарше можно применять технику немного интенсивнее, чем для грудничков:

  1. Погладить ручки от края пальцев до локтей.
  2. Выполнить разминающие движения от ногтя до запястья, прорабатывая каждый суставчик.
  3. Пощипать кисти рук сбоку.
  4. Надавить на подушечки пальцев.
  5. Сделать разминающие движения в районе бугорка под большим пальцем и под остальными четырьмя.
  6. Ребром руки выполнить рубящие движения по ладошке малыша в разные стороны.
  7. Сделать надавливающие движения кулачком.
  8. Согнуть и расправить каждый пальчик на руке.
  9. Потрясти ими.
  10. Сцепить пальчики, потереть одной рукой о другую.
  11. Погладить руки от кончиков до локтевых сгибов.

Для того чтобы сделать процедуру массажа более интересной и веселой можно посреди занятия вставить игровой элемент:

Что необходимо говорить

Что нужно делать

Чо-чо-чо-чо-чо-чо-чо, будет очень горячо.

Растереть ладошку до чувства небольшого жжения.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу, я все пальцы покручу.

Аккуратно подвигать пальчики по часовой стрелке и против нее.

Специалисты рекомендуют после проведения пассивного массажа выполнять с детьми старше годика активные упражнения, используя различные предметы:

  1. Собирать пирамидки.
  2. Один в другой складывать стаканчики.
  3. Проталкивать шарики в отверстия.
  4. Класть в копилку монеты.
  5. Перекладывать макароны или бобовые из одной банки в другую.
  6. Нанизывать бусины различных размеров и форм.
  7. Застегивать пуговицы, молнии, завязывать бантики, шнурки.
  8. Рисовать мелками и пальцами.
  9. Лепить фигурки из теста, пластилина, глины.
  10. Ловить в тазике с водой различные игрушки.

Можно использовать и другие приемы, которые мама придумает сама из подручных средств. Главное — чтобы они способствовали развитию мелкой моторики малыша.

Необходимо помнить, что массаж пальчиков рук детей нужно делать регулярно. Только в этом случае процедура принесет необходимый эффект.

Показания к массажу

Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

Эффективность

Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.

Правильная техника

До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.

После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

  1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
  2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
  3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
  • сгибаем пальчиков по несколько раз;
  • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
  • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
  • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит важный,

Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их нетрудно сосчитать:

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.

8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Инна Жукова

Кандидат медицинских наук, автор многочисленных работ по клинической медицине, участник международных конференций. Большой опыт в исследовании интернет рынка.

Оцените автора
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
0
Оставьте отзыв! Напишите, что думаете по поводу продукта.x