Сообщение на тему осанка предупреждение плоскостопия

Ответ

Проверено экспертом

Нарушения осанки и плоскостопие являются основными патология костно-суставной системы, характерными для школьников и детей дошкольного возраста, развитие которых связано с разнообразными врожденными патологиями развития структуры костной ткани, нарушениями гигиенических правил, а также неправильным распределением нагрузки на ось тела в детском возрасте. У огромного количества детей по всему миру каждый год выявляют данные патологии, которые в дальнейшей жизни усугубляются и часто приводят к инвалидизации.

К основным методам противодействию развития данных заболеваний стоит отнести соблюдение определённых правил при работе, чтении, передвижении и других видах динамических и статических нагрузок. Например, детям нельзя одевать, неудобную сковывающую движения одежду и обувь, особенно на длительные промежутки времени или в дорогу, необходимо тщательно следить за ровностью осанки в процессе нагрузок, стараться всегда при желании отклонить её положение волевым усилием возвращать последнюю в физиологическое состояние, а также постараться регулярно посещать врача ортопеда для контроля состояния развития костно-суставного аппарата.

Плоскостопие и нарушения осанки могут привести в дальнейшем к развитию артрозов, дистопии органов, спондилолистезов и многих других патологий, значительно ухудшающих удовлетворённость жизнь у больных ними.

  • Осанка – это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.
  • Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов

Осанка

– В XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлейн.
– Ребята, как вы думаете, что такое осанка?
Практическое задание.
4 ученика показывают мимикой и походкой:
а) ученика получившего двойку;
б) трусливого;
в) уверенного;
г) весёлого.

Рисунок 1. Типичные виды нарушения осанки: а – сколиоз, б – лордоз, в – кифоз, г – правильная осанка.

На видео Вы посмотрите, что такое сколиоз
– Как вы думаете, на каком рисунке изображена правильная осанка. (На рисунке г.)
– Правильно, а на остальных картинках изображены разные виды нарушения осанки: сколиоз, лордоз, кифоз.
– Почему же осанке придается такое значение? Почему осанка так важна?

Рис. 2. Причины иметь правильную осанку

  • 1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
    Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?
  • 2. Дыхание становится легким и более глубоким.
    Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.
  • 3. Улучшается дыхание и пищеварение.
    Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.
  • 4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
    Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.
  • 5. Голос будет казаться лучше.
    Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.
  • 6. Помогает мышцам и суставам.
    Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.
  • 7. Улучшается мышление.
    Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.
  • 8. Здоровый позвоночник.
    Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.
    На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник

Рис. 3. Болезни, возникающие при неправильной осанке

Давайте рассмотрим, как это происходит.

– Каждый позвонок отвечает за какой-либо орган. Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.
Осанка: детские упражнения для тонуса мышц спины

Предупреждение плоскостопия

Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?
Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.
Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.
На видео просмотрим с Вами Гимнастику для детей. Профилактика плоскостопия.

Профилактика плоскостопия:
1. Не носить слишком тесную обувь.
2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
7. Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).
Комплекс упражнений для физкультминутки:
1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.
2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.
3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.
4. В домашних условиях:
– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Выводы урока

Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник

Контролирующий блок


Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.
1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Список литературы:

1.Урок на тему "Какой должна быть осанка" Когут В.С., учитель физического воспитания, г. Ставрополь, СШ № 1298.
2. Урок на тему "Плоскостопие" Когут В.С., учитель физического воспитания, г. Ставрополь, СШ № 1298.
3. Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». Учебник. 8 кл. . − М.: Дрофа, 2002.
4. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 332с.
5. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология, 9 кл. – К.: Генеза, 2009
6. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина “Биология. Человек. 8 класс”. Москва: “Дрофа”, 2001. С.46–49.
7. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: “Дрофа”, 2006.

Отредактировано и выслано Горбатко С.Н.

Над уроком работали:
Когут В.С.
Горбатко С.Н.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Особенности развития костно-мышечной системы у детей определяют ряд гигиенических требований: с одной стороны – охрана её от вредного воздействия, с другой – её развитие и укрепление. Нарушение функции мышечной системы сопровождается изменением состояния тела детей. У детей младшего школьного возраста продолжается окостенение скелета и укрепление мышц связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система приспосабливается к новым нагрузкам и условиям. Приходится учиться держать правильно ручку, карандаш, подолгу сидеть за партой (столом). Образ жизни, привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника и формируют осанку.

Осанка– это привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе.Правильная осанка все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной прямой.

Правильная осанка обуславливает хорошее физическое развитие и здоровье, а также высокую трудоспособность детей.

Кроме нормальной, правильной физиологической осанки отличают разные отклонения от неё. Различают отклонения в сагиттальной плоскости и фронтальной. В сагиттальной плоскости различают следующие типы патологической осанки: круглая спина, плоская спина, кругло-вогнутая и плосковогнутая спина. Этому способствует ряд факторов: рахит, раннее усаживание ребёнка, продолжительное сидение в согнутой позе за неприспособленным столом. Коррекция заключается в укреплении мышц туловища; в придании тазу нормального угла наклона, ликвидации вредных факторов.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) отличается тем, что это нестойкое отклонение позвоночника, которое может быть исправлено самим больным путём корригирующих упражнений, укрепления мышц. Характерные признаки: плечевой пояс наклонён вперёд, одно плечо выше другого, слабое развитие мышц туловища, снижена трудоспособность.

Нарушение осанки может быть связано с деформацией позвоночника. Отличают 3 вида искривления позвоночника: кифоз (рахитичный, остеохондрозный, лечение – противорахитичное, ортопедическое, ЛФК), лордоз, сколиоз (обменно-гормональные нарушения, статико-динамические). Все перечисленные нарушения осанки в той или иной степени неблагоприятно сказываются не только на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем, но и воздействуют на психику, снижают жизненный тонус, активность, что ведёт к гиподинамии со всеми отрицательными результатами.

Для профилактики нарушений осанки следует выполнять некоторые требования. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – высокой. Длина кровати должна быть на 25-30 см больше, чем рост ребёнка. Во время занятий следует приучить детей сидеть за партой, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Воспитатели и учителя должны постоянно следить, чтобы дети правильно сидели за столом, проводить физкультминутки. Главным средством профилактики является физическое воспитание детей.

Плоскостопие

У стопы есть 2 свода: продольный и поперечный. Опущение продольного или поперечного свода стопы называется плоскостопием. Плоская стопа встречается у детей довольно часто (15-25%) и сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость. Плоскостопие редко бывает врождённым. Приобретённое плоскостопие может быть травматическим, паралитическим и статическим. Часто причиной развития болезни является рахит, слабость мышц связочного аппарата, ношение обуви на высоком каблуке, толстой подошве, неправильно подобранная обувь.

Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки (с пятки на носок). Для укрепления мышц ступни следует ходить босиком, на носках, пятках, внутренней и боковой поверхностях, делать массаж ступней ног, ванночки, правильно подбирать обувь, использовать вкладыши-супинаторы.

Инна Жукова

Кандидат медицинских наук, автор многочисленных работ по клинической медицине, участник международных конференций. Большой опыт в исследовании интернет рынка.

Оцените автора
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
0
Оставьте отзыв! Напишите, что думаете по поводу продукта.x