Иммобилизация при переломе бедра входит в комплекс мероприятий по проведению первой помощи пострадавшему. Процедура представляет собой фиксирование поврежденной конечности в неподвижном состоянии. Правильно проведенная первая медицинская помощь снижает риск возникновения добавочных травм смещенными осколками и позволяет без труда доставить пациента в клинику.
При травме бедра используют шину Дитерихса – приспособление, состоящее из костылей, палочки-закрутки и подстопника, или самодельную конструкцию, которую собирают из подручных материалов. Нельзя использовать слишком жесткие или неподходящие по размеру шины. Фиксация должна быть прочной.
- Правила транспортной иммобилизации
- Порядок наложения шины Дитерихса
- Наложение самодельных шин
- Зачем нужно фиксировать
- Когда надо ограничивать подвижность ноги
- Что обычно применяют
- Как это делается
- Транспортная иммобилизация при переломе бедра
- Признаками перелома шейки бедра или вертельной области являются:
- Признаки перелома бедра:
- Транспортная иммобилизация при переломе бедра (техника иммобилизации)
- Порядок наложения шины Дитерихса:
- Применение лестничных шин при переломе бедра (техника):
Правила транспортной иммобилизации
Транспортная иммобилизация при переломах бедра – это временная фиксация поврежденной области для перевозки пациента в больницу. Перемещать человека надо осторожно, поскольку любое резкое движение может усугубить его состояние: вызвать дополнительные смещения отломков кости и повреждения кровеносной системы бедренной зоны. При сложном переломе шейки бедра больного выводят из шокового состояния, после накладывается шина Дитерихса или пневматическая.
В случае, когда специальных аппаратов нет, используют различные доски, палки, лыжи и прочее. Фиксируют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Если нет подходящих подручных средств, следует прибинтовать больную ногу к здоровой. Бинтовать очень туго не рекомендуется, чтобы не нарушать процесс кровообращения.
Если иммобилизация при переломе бедра осуществляется врачами, имеются необходимые аппараты, пациенту проводят переливание крови и вводят противошоковый препарат. После делаются инъекции препаратов, которые стимулирует дыхание и сердечнососудистую систему. Перевозят больного в клинику на жестких носилках.
Порядок наложения шины Дитерихса
При переломе бедра проводится иммобилизация специальным приспособлением, которое позволяет зафиксировать и немного вытянуть сустав. При переломе бедра применяется шина Дитерихса. Аппарат сконструирован из наружного и внутреннего деревянных костылей, подстопника и палочки-закрутки, закрепленной к шине шнуром. Костыли состоят из двух фрагментов, которыми регулируют длину аппарата.
Перевозить больного без фиксации травмированной области запрещается.
Перед наложением шины делают инъекции обезболивающих средств. Для закрепления приспособления нужны бинт и ножницы. Перед началом мероприятий иммобилизации необходимо успокоить больного и объяснить, в чем она заключается.
Порядок наложения аппарата:
- Необходимо освободить поврежденную область от одежды (разрезать вещи по швам).
- Урегулировать длину костылей на здоровой ноге пострадавшего.
- Не разувая больного, провести фиксацию стопы — перевязывают восьмиобразно к подстопнику. Наружный фрагмент аппарата прикладывают к поврежденной ноге, верхняя часть должна доходить до подмышечной впадины, нижняя – быть длиннее на 8-10 см.
- Наружную часть приспособления вставляют в специальное отверстие в подстопнике. Внутреннюю часть аппарата укладывают в зону паха поврежденной ноги и фиксируют перемычкой под стопой. Оба конца боковых шин закрепляются в подстопнике.
- Подкладывают под голеностопный, коленный, тазобедренный суставы валики из ваты или бинта, чтобы мягкая ткань не сдавливалась.
Кроме того, используют шину Крамера во избежание провисания голени и добавочных смещений отломков кости.
- Закрепляются ремни из подмышечной впадины на противоположное надплечье и на уровне бедер.
- Через отверстие в перемычке необходимо провести шнур и закрепить палочку-закрутку.
- Поворачивая палочку-закрутку, вытягивают конечность (диаметральные перекладины аппарата доходят до паха и подмышки).
- После закрутку фиксируют под стопой за выступ наружной шины.
- Детали аппарата закрепляют бинтовой повязкой по спирали от стопы до тазобедренного сустава.
Наложение самодельных шин
Перевозка больного с переломом бедра осуществляется после проведения транспортной иммобилизации, которая обеспечивает неподвижность травмированной конечности и помогает избежать добавочных смещений костных отломков и повреждений мягких тканей.
При переломах фиксацию можно осуществить подручными средствами: лыжами, рейками, пучками хвороста, досками.
Поврежденную конечность фиксируют с двух сторон. Самодельные шины накладываются в соответствии с анатомическим строением травмированной области. Одна часть шины прикладывается с наружной, вторая — с внутренней стороны конечности. Под суставы обязательно подкладываются валики для нормального кровообращения. При необходимости фиксируют также заднюю область.
Для правильного наложения шины необходимо:
- фиксировать конечность непосредственно на месте происшествия (запрещено переносить пострадавшего, поскольку это может привести к добавочным повреждениям);
- помнить, что снимать одежду и обувь запрещено (если одежда сильно сдавливает и мешает, ее разрезают).
Порядок наложения шины:
- Останавливают кровотечение, если таковое имеется.
- На рану следует наложить стерильную повязку.
- Купировать болевой синдром анальгетиками или другими средствами.
- Поврежденной ноге придать анатомически корректное положение (без усилий, по возможности).
- При закрытом типе повреждения проводится легкое вытяжение ноги по оси (без специальной подготовки делать вытяжение запрещается).
- При переломах бедра иммобилизуют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Накладывается наружная, внутренняя и задняя шины. Длина наружной и задней шин должна быть одинаковой. Они фиксируются бинтом на уровне лодыжки, колена и бедра. Наружная часть дополнительно прибинтовывается к телу.
Перекладывают на носилки больного без резких движений, поддерживая поврежденную конечность. Транспортная иммобилизация проводится по правилам, условно названным «трижды осторожно».
- сделать перевязку;
- зафиксировать конечность шиной;
- переложить больного на носилки для перевозки в больницу.
При транспортной иммобилизации нужно избегать следующих ошибок:
- Использование коротких шин. Недостаточная длина не обеспечивает желательную фиксацию конечности.
- Слишком жесткие шины. Шины из твердых материалов необходимо предварительно обернуть бинтом или марлей.
- Некорректная шина, не соответствующая анатомическому расположению травмы.
- Слишком слабая повязка. Фиксация конечности должна быть наиболее прочной.
- При кровотечении запрещено закрывать фиксирующей повязкой область повреждения, особенно место жгута.
- В зимний период необходимо обеспечить тепло для поврежденной конечности. Длительное нахождение на холоде, особенно при кровотечении, может стать причиной отморожения.
Больного перевозят в лежачем положении во избежание кровотечения или развития эмболии. Во время перевозки следят за цветом конечности: если происходит изменение цвета кожи, необходимо ослабить повязку. Правильная транспортная иммобилизация позволит избежать возможных осложнений при переломе шейки бедра.
Строганов Василий Врач травматолог-ортопед с 8-ми летним стажем.
Иммобилизация при переломе бедра является важной мерой, сохраняющей жизнь пострадавшего при доставке его в лечебное учреждение. Травмы бедра считают одними из самых тяжелых для человека, они составляют около 20% всех переломов костей, встречаются в любом возрасте. Особую опасность для жизни представляют повреждения бедра пожилым людям из-за длительного режима ограничения подвижности (иммобилизации), что необходимо при заживлении перелома.
Зачем нужно фиксировать
После появления повреждения бедра процессы срастания перелома начинаются сразу, как компенсаторная реакция организма на травму. Важно не нарушать положения отломков, чтобы не возникли более тяжелые (иногда угрожающие жизни) осложнения повреждения бедра. К ним относят:
- Переход закрытого перелома в открытую форму.
- Повреждение крупных сосудов, нервов.
Если при травме не повреждена кожа, в поврежденную кость не проникает инфекция с кожи, окружающей среды. Заживление такого вида травмы бедра всегда происходит быстрее, в более благоприятных условиях, особенно при фиксации места повреждения. Организму не нужны дополнительные усилия по борьбе с инфекцией.
Повреждение бедренной артерии сопровождается артериальным кровотечением, угрожающим жизни, умереть от кровопотери пострадавший может в течение часа. Встречается такое состояние при открытых переломах бедра. Если перелом бедра закрытый, заподозрить такое осложнение можно по быстрому увеличению объема поврежденной конечности из-за внутреннего кровотечения. Повреждение крупных бедренных нервов является очень болезненным, приводит к шоковому состоянию, которое также угрожает жизни пациента в первые часы после травмы.
Важность иммобилизации не подвергается сомнению. Фиксация бедренной кости нужна сразу после травмы, при транспортировке, в процессе лечения. Ее виды определяются этими этапами оказания помощи. Различают виды иммобилизации:
- Транспортная.
- Окончательная фиксация отломков.
- Лечебно-восстановительная иммобилизация.
Первую разновидность иммобилизации (транспортную) разберем подробнее. Ее надо провести как можно раньше после развития травмы для предупреждения появлений осложнений. Осуществляют фиксацию поврежденной ноги (транспортную иммобилизацию) квалифицированные медицинские работники «Скорой медицинской помощи», сотрудники МЧС, специальных служб других подразделений (пожарные, полиция), обученные таким действиям. При определенных условиях оказывать такую помощь (транспортную иммобилизацию) приходится окружающим людям, для которых специальные знания становятся необходимыми.
Транспортную иммобилизацию нужно провести как можно быстрее после получения травмы
Когда надо ограничивать подвижность ноги
Транспортная иммобилизация при переломе любой кости, особенно бедра, нужна обязательно, сомнений в этом нет. Как разобраться в необходимости такой процедуры не посвященному в тонкости медицинской диагностики человеку? Для этого надо знать возможные признаки повреждения бедра, это:
- Боль.
- Нарушение подвижности.
- Изменение формы.
- Механизм травмы.
Главным симптомом перелома считают боль, возникшую в момент повреждения. Она есть всегда, может быть разной интенсивности, иногда становится причиной шока (снижается артериальное давление до критических цифр). Все становится ясным, если перелом открытый, видны части кости, есть кровотечение.
При закрытом переломе можно заметить укорочение сломанной ноги, поворот стопы кнаружи. Пользоваться поврежденной ногой невозможно из-за боли, реже слышен хруст костных отломков при попытке сместить конечность. Необходимость транспортной иммобилизации в таких случаях не вызывает сомнений.
Бывают редкие случаи, когда при вколоченном переломе бедра любой локализации пострадавший сам встает на ноги, уходит, несмотря на боль. Такие случаи особенно опасны последствиями перехода в обычно поздно диагностированный перелом со многими возможными осложнениями. Надо учитывать у таких пациентов возраст, условия развития травмы.
При падении человека набок с отведенной ногой, падении на ноги с большой высоты встречаются вколоченные повреждения шейки бедренной кости, когда поражается тазобедренный сустав. Для пожилого возраста механическое воздействие может быть небольшим, травма возникает при падении на пол, лед. Правильным действием в таких случаях будет обязательная транспортная иммобилизация ноги, несмотря на умеренную боль, уточнение диагноза рентгеновским исследованием, дальнейшая фиксация всех суставов ноги, если перелом подтвержден.
Перелом тазобедренного сустава можно получить от простого падения на льду
Что обычно применяют
Для транспортной иммобилизации нижней конечности при переломе бедра надо обеспечить фиксацию всех суставов ноги. Есть правило протяженности фиксации при повреждениях бедра с учетом ограничения подвижности не менее 3 суставов. Это предупредит изменение положения отломков, развитие осложнений. Для транспортной иммобилизации используют:
- Табельные (обязательные) средства, которыми оснащены специализированные службы помощи пострадавшим.
- Подручные предметы.
Табельными предметами иммобилизации при повреждении бедренных костей являются шины Дитерихса, Крамера. Шина Дитерихса является наиболее приспособленной для транспортной иммобилизации пострадавшей конечности. Она состоит из трех деревянных конструкций, две из которых размещают по боковым поверхностям бедра: более длинная помещается от подмышки до стопы, другая – от паховой области до стопы.
Фиксация шин к телу проводится в нескольких местах, за голень, бедро. Это необходимо, чтобы прекратить движение тазобедренного, коленного суставов. Особенностью применения этого специализированного приспособления является возможность сочетать фиксацию суставов с небольшим вытяжением конечности с помощью третьей детали области стопы, закрутки.
Шинами Крамера можно проводить фиксацию ноги в любом положении. Они применяются при травмах костей любой локализации, изготовлены из гибких металлических конструкций. Для того чтобы воспользоваться шинами Крамера, их связывают по две, придавая им нужную длину, форму, жесткость, подобную конструкции Дитерихса. В качестве подручных материалов для фиксации бедра при его повреждении используют доски, палки нужной длины, пластмассовые, металлические конструкции подходящего размера. Их применяют как имитацию конструкции Дитерихса.
Как это делается
Накладывают транспортные приспособления при переломе бедра после проведения обезболивания, остановки наружного кровотечения, наложения асептической повязки на область раны (при открытом переломе). Комплекс противошоковых мер (кроме обезболивания) может включать внутрисосудистое введение жидкостей, гормонов, сосудистых препаратов. Как правило, пострадавшего не перемещают при оказании неотложной помощи, чтобы избежать развития осложнений, или придают ему позу лежа на спине. Подгонку размеров шин проводят по здоровой конечности.
В избежании развития осложнений, первая помощь надают человеку не перемещая его
Если травма закрытая, оставляют одежду на пострадавшем, согревают его дополнительными способами. Шину или ее имитацию покрывают мягким материалом, чтобы не допустить развития пролежней, нарушения кровообращения при фиксации областей суставов, пятки. Прикладывают длинные части конструкции к туловищу, ноге. Фиксацию приспособления начинают с голени, где она должна быть особенно прочной. Следят за тем, чтобы не изменился цвет кожи стопы при наложении транспортной иммобилизации, для этого всегда оставляют открытыми пальцы стопы (этим приемом уточняют состояние кровообращения конечности).
При использовании шины Дитерихса крепят ее положение в области торса специальными ремнями или мягким бинтом. Если протяженность транспортной иммобилизации будет большой по времени, рекомендуют для прочности использовать гипсовые кольца области торса (2 штуки), конечности (3). Натяжение по оси конечности в шине Дитерихса применяют только врачи.
Шины Крамера используются подобным образом, прочность фиксации ноги в них несколько меньше, чем в шине Дитерихса. Поврежденной ноге придается слегка согнутое в колене положение, протяженность иммобилизации та же (3 сустава). Преимуществом фиксации ноги устройством Крамера является возможность моделирования под форму конечности. Применение подручных средств является наиболее сложной задачей, когда необходимо обездвиживание нижней конечности. Фиксация из подручных материалов для транспортной иммобилизации должна быть прочной, не нарушать кровообращения ноги.
Обычно подручная фиксация не применяется на длительное время из-за опасности развития пролежней, других осложнений. Транспортировка пациентов после иммобилизации конечности должна быть обязательно в лечебное учреждение, где оказывают специализированную медицинскую помощь. Если во время транспортировки появилась интенсивно синюшная окраска кожи пальцев ноги, немедленно прекращают движение, ослабляют фиксацию крепления шины, наблюдают за восстановлением кровообращения, после чего продолжают транспортировку.
Транспортная иммобилизация при переломе бедра
Прежде, чем разобрать подробные инструкции, вспомним основные понятия данной темы.
Иммобилизация — это создание неподвижности поврежденной (травмированной) части тела.
Транспортная иммобилизация — временная мера, иммобилизация на время доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Правильная транспортная иммобилизация при переломе бедра имеет важнейшее значение для дальнейшего исхода этой тяжелой травмы. Вспомним, что переломы бедренной кости делят в основном на 2 вида:
- переломы проксимального отдела бедра;
- переломы диафиза бедра.
1-й вид, переломы проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедра чаще встречаются у людей пожилого возраста. Причиной обычно является падение набок. При этом происходит удар областью большого вертела, либо резкий поворот бедра наружу или внутрь.
Признаками перелома шейки бедра или вертельной области являются:
- боль в области тазобедренного сустава;
- изменение формы сустава;
- укорочение конечности;
- поворот ноги кнаружи;
- невозможность активно поднять ногу.
2-й вид, перелом диафиза бедра — самый частый вид повреждений бедренной кости. Причины и механизм возникновения:
- прямая травма (падение на наружную поверхность бедра, прямой удар по бедру);
- непрямая травма (падение с высоты с приземлением на выпрямленные ноги, винтовой перелом у лыжников).
Чаще всего переломы бедра сопровождаются значительным смещением костных отломков, обусловленное сокращением прикрепляющихся к бедру мышц.
Признаки перелома бедра:
- боль и патологическая подвижность в месте перелома;
- изменение конфигурации бедра;
- укорочение бедра;
- невозможность активно поднять ногу.
Транспортная иммобилизация при переломе бедра (техника иммобилизации)
При повреждениях в любой области бедра иммобилизацию проводят таким образом, чтобы обеспечить обездвиженность 3-х (трех) суставов:
При оказании помощи при переломах и других повреждениях конечностей по назначению врача проводят обезболивание для профилактики болевого шока.
Лучшей стандартной шиной для иммобилизации при повреждении шейки бедра и бедра является шина Дитерихса.
Наложение шины Дитерихса а – медиальная планка шины; б — латеральная планка; в — подошвенная часть шины; г —закрутка; д — фиксация подошвы; е — фиксация шины поясом к туловищу и бедру; укрепление закрутки после вытяжения конечности; з —иммобилизация конечности шиной в законченном виде.
Порядок наложения шины Дитерихса:
- Подготовка шины: раздвигание браншей на такую длину, чтобы наружная половина упиралась костылем в подмышечную впадину, внутренним — в промежность пострадавшего и обе половины выступали за крайподошвы на 10-12 см.
- Фиксация достигнутого положения браншей с помощью шпеньков: шпенек одной половины каждой бранши вставляется в соответствующее отверстие другой половины. Половины шины связываются между собой бинтом на уровне шпенька.
- Прибинтовывание ватно-марлевой прокладки либо толстого слоя ваты к внутренней (медиальной) поверхности обеих половин шины, к промежностному и подмышечному костылям.
- Покрытие толстым слоем ваты голеностопного сустава с последующим прибинтовыванием подошвы к стопе. При этом важно очень прочно зафиксировать пятку, иначе повязка будет сползать, а вытяжение за стопу достигнуто не будет.
- Проведение внутренней (медиальной) и наружной (латеральной) половин шины нижними концами через проволочные скобы деревянной подошвы с прилаживанием к боковым поверхностям туловища и конечности. При этом необходимо дополнительно обернуть шину ватой в области лодыжек, коленного сустава и большого вертела.
- Укладывание по задней поверхности иммобилизируемой площади лестничной или пластмассовой шины. Цель: лучшая иммобилизация, создание некоторого сгибания в коленном суставе, расслабление мышц конечности.
- Прикрепление шины к туловищу специальными лямками, ремнем, тканым материалом, проведенным через щели верхней бранши.
- Осторожным потягиванием за стопу производится вытяжение конечности до тех пор, пока не будет исправлена ось поврежденной поверхности. При этом поперечные перекладины браншей должны упираться в пах и подмышечную впадину. В таком положении стопу фиксируют закруткой к поперечной нижней перекладине.
- Окончательная фиксация шины к туловищу циркулярными ходами бинта. На уровне торса, бедра и голени фиксация должна быть наиболее прочной. При длительной транспортировке (эвакуации) используются гипсовые кольца, изготовляемые из 7-8 слоев гипсового бинта. Всего накладывают 5 колец: 2 — на туловище и 3 — на конечности (как на рисунке в части «ж»).
При отсутствии шин Дитерихса лучше воспользоваться лестничными шинами.
Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра а – сборка лестничной шины; б – наложение шины.
Применение лестничных шин при переломе бедра (техника):
- 2 шины связываются вместе по длине, изгибая нижний конец одной из шин в поперечном направлении на расстоянии 20 см от края. Получится удлиненная шина для наложения по наружной поверхности поврежденной конечности, а также по боковой поверхности туловища до подмышечной впадины.
- 1 шина подготавливается для наложения по внутренней поверхности бедра.
- 1 шина моделируется с углублением для пятки, икроножных мышц, с подстопником и небольшим углом сгибания в коленном суставе.
Пластмассовые шины накладываются аналогичным образом.
Если отсутствуют стандартные шины, транспортная иммобилизация при переломе бедра проводится подручными средствами: рейки, лыжи, пучки хвороста и другие предметы достаточной длины для обездвиживания трех суставов (тазобедренный, коленный, голеностопный).