Тест нарушение осанки и плоскостопие 8 класс

Данная презентация разработана для проверки знаний учащихся по теме "Нарушение осанки .Плоскрстопие"

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии 8 класс "Нарушение осанки и плоскостопие"»

Тест по биологии 8 класс «Нарушение осанки и плоскостопие»

1.Выберите верное утверждение.

  • 1.Осанка- привычное положение тела человека.
  • 2. Осанка – вынужденное положение тела человека.

  • 2. Назовите причины нарушения осанки.

3.В каком возрасте может возникнуть нарушение осанки?

  • 1. в младенческом возрасте( когда ребенок начинает сидеть).
  • 2. в подростковом возрасте
  • 3. после перенесенных инфекционных заболеваний

  • 4.Назовите причины развития плоскостопия.

5.Расстояние глаз от компьютера должно составлять:

  • 1. 30-50 см
  • 2.10-20 см
  • 3. 25-30 см

6.Скалиоз- это искривление позвоночника

  • 1. вперед
  • 2.назад
  • 3. в боковую стороны

  • 7.Создайте памятку для предупреждений искривления позвоночника.

  • 1. 1
  • 2 .
  • недостаток солнечных лучей ;
  • недостаточное употребление молочных продуктов;
  • неудобная постель;
  • переедание, ожирение, нарушение деятельности желез внутренней секреции;
  • неправильная поза во время учебных занятий
  • перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями;
  • раннее ношение обуви на высоком каблуке;
  • отрицательные эмоциональное состояние

  • 3. 1,2,3
  • 4.Узкая, тесная обувь, ношение высоких каблуков
  • 5. 1
  • 6. 3

  • Здоровый образ жизни
  • Правильное сбалансированное питание
  • Удобная обувь
  • Удобная твердая постель
  • В меру нагруженный портфель
  • Эмоциональное состояние человека
  • Инсоляция солнечных лучей и образование витамина «Д» в организме

8 класс. Биология. Нарушение осанки и плоскостопие

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Введение

Ак­тив­ная фи­зи­че­ская де­я­тель­ность – одно из глав­ных усло­вий гар­мо­нич­но раз­ви­то­го че­ло­ве­ка.

При по­сто­ян­ной фи­зи­че­ской на­груз­ке у че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся кост­ный ап­па­рат, уве­ли­чи­ва­ет­ся мы­шеч­ная масса, улуч­ша­ет­ся со­сто­я­ние кро­ве­нос­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­стем.

Но часто люди дви­га­ют­ся зна­чи­тель­но мень­ше, чем это необ­хо­ди­мо, и у них раз­ви­ва­ет­ся ги­по­ди­на­мия.

Ги­по­ди­на­мия – за­бо­ле­ва­ние, ко­то­рое раз­ви­ва­ет­ся при недо­стат­ке дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

– Уве­ли­че­ние массы тела

Ослаб­ле­ние работ сер­деч­но­со­су­ди­стой, ды­ха­тель­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­стем

2. Осанка

Осан­ка – это при­выч­ное по­ло­же­ние тела при ходь­бе или в покое. При пра­виль­ной осан­ке плечи че­ло­ве­ка на­хо­дят­ся на одном уровне, живот под­тя­нут, ноги пря­мые, мышцы хо­ро­шо раз­ви­ты, по­ход­ка лег­кая. Пра­виль­ная осан­ка обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ную ра­бо­ту внут­рен­них ор­га­нов.

3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Су­ту­лость (ду­го­об­раз­ный кифоз). Для ее вы­яв­ле­ния необ­хо­ди­мо из­ме­рять рас­сто­я­ние между пле­ча­ми спе­ре­ди и со спины. Если оно при­мер­но оди­на­ко­вое, то нет па­то­ло­гии. А если рас­сто­я­ние со сто­ро­ны спины зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет рас­сто­я­ние спе­ре­ди, то у че­ло­ве­ка кифоз (см. Рис. 1).

Лор­доз. Про­яв­ля­ет­ся в де­фор­ма­ции по­зво­ноч­ни­ка и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­ля­ми в по­яс­ни­це (см. Рис. 2). Тело при ходь­бе немно­го за­про­ки­ды­ва­ет­ся назад. Лор­доз опре­де­ля­ют, ста­но­вясь к стене так, чтоб к ней при­ка­са­лись толь­ко ло­пат­ки, плечи и яго­ди­цы. В цель между по­яс­ни­цей и сте­ной в норме долж­на про­хо­дить толь­ко ла­донь, иду­щая па­рал­лель­но стене. Если же про­хо­дит кулак, то осан­ка на­ру­ше­на.

Ско­ли­оз – бо­ко­вое ис­крив­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка (см. Рис. 3). Про­ис­хо­дит ис­крив­ле­ние груд­ной клет­ки, плечи и ло­пат­ки на­хо­дят­ся на раз­ных уров­нях. Умень­ша­ет­ся по­движ­ность по­зво­ноч­ни­ка, и могут воз­ни­кать боли в его груд­ном от­де­ле. Для опре­де­ле­ния ско­ли­о­за смот­рят на уров­ни плеч и углов ло­па­ток, на раз­ме­ры тре­уголь­ни­ков между ту­ло­ви­щем и опу­щен­ны­ми ру­ка­ми.

Рис. 3.

4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

Для того чтобы такие за­бо­ле­ва­ния не раз­ви­ва­лись, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо сле­дить за своей осан­кой. Нужно не су­ту­лить­ся при ходь­бе, но­сить учеб­ни­ки в рюк­за­ке за спи­ной, а не в сумке на 1 плечо.

Во время ра­бо­ты надо си­деть прямо и дер­жать ноги под пря­мым или тупым углом, они долж­ны упи­рать­ся в пол (см. Рис. 4). Рас­сто­я­ние между гру­дью и пар­той долж­но со­став­лять ши­ри­ну ла­до­ни. При си­де­нии че­ло­век дол­жен за­ни­мать весь стул, локти дер­жать на столе.

Рис. 4. Пра­виль­ная осан­ка при ра­бо­те за сто­лом

Си­сте­ма­ти­че­ские за­ня­тия спор­том спо­соб­ству­ют раз­ви­тию гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка и фор­ми­ро­ва­нию пра­виль­ной осан­ки.

5. Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы про­ве­рить гиб­кость по­зво­ноч­ни­ка, необ­хо­ди­мо встать на сту­пень­ку лест­ни­цы или на неболь­шую под­став­ку (см. Рис. 5). После чего необ­хо­ди­мо, не сги­бая ко­ле­ни, на­кло­нить­ся впе­ред и по­ста­рать­ся до­стать ру­ка­ми ниж­не­го края опоры, и, по воз­мож­но­сти, на­кло­нить­ся ниже ее. После этого из­ме­рять рас­сто­я­ние от кон­чи­ка сред­не­го паль­ца до той по­верх­но­сти опоры, на ко­то­рой стоит че­ло­век. Для маль­чи­ков ре­зуль­тат хо­ро­ший, если это рас­сто­я­ние со­став­ля­ет 6 – 9 см, для де­во­чек – 7 – 10 см. Если же кон­чи­ки сред­них паль­цев не до­тя­ги­ва­ют­ся до опоры, то можно го­во­рить о недо­ста­точ­ной гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка.

Рис. 5. Опре­де­ле­ние гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка

6. Плоскостопие

В норме у че­ло­ве­ка сред­няя часть стопы немно­го при­под­ня­та – об­ра­зу­ет­ся свод стопы. Это смяг­ча­ет дви­же­ние при ходь­бе или при прыж­ках.

При плос­ко­сто­пии свод стопы упло­ща­ет­ся, и нога со­при­ка­са­ет­ся с зем­лей прак­ти­че­ски всей по­верх­но­стью. Раз­ви­тие плос­ко­сто­пия свя­за­но с но­ше­ни­ем слиш­ком узкой обуви или обуви на слиш­ком вы­со­ком каб­лу­ке.

Если у че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся плос­ко­сто­пие, он ощу­ща­ет быст­рую утом­ля­е­мость ног, боль в об­ла­сти щи­ко­ло­ток, го­ле­ни, по­яс­ни­цы.

Меры пре­ду­пре­жде­ния плос­ко­сто­пия:

– Ходь­ба на цы­поч­ках

– Ходь­ба на внеш­ней сто­роне стопы

– Ходь­ба на внут­рен­ней сто­роне стопы

– По­пе­ре­мен­ное сжи­ма­ние паль­цев стопы

– Бро­сок неболь­шо­го пред­ме­та паль­ца­ми стопы

– За­ня­тие пла­ва­ни­ем и раз­лич­ны­ми спор­тив­ны­ми иг­ра­ми

Для опре­де­ле­ния плос­ко­сто­пия берут белый лист бу­ма­ги, кла­дут его на пол, сма­зы­ва­ют ногу жир­ным кре­мом и ста­но­вят­ся на лист белой бу­ма­ги (см. Рис. 6).

На об­ра­зо­вав­шем­ся следе со­еди­ня­ют край­ние точки со сто­ро­ны боль­шо­го паль­ца и пятки пря­мой ли­ни­ей. Затем на­хо­дят сред­нюю точку (М), и про­во­дят пер­пен­ди­ку­ля­ры (АВ, МD).

Точку пе­ре­се­че­ния MD со сле­дом обо­зна­ча­ют бук­вой С. И от­ре­зок CD делят на АВ. Если ре­зуль­тат боль­ше, чем 0,33, то у че­ло­ве­ка плос­ко­сто­пие.

Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие» Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii_v_8_klasse_po_teme_narushenie_osanki_i_ploskostopie.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе.

Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности.

Цели: 1) разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

2) познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

3) развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», графики, инструктивные карты.

Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех.

I. На первом уроке темы «Опорно – двигательная система человека» ставится проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».

II. Формируется экспертная группа и организуется ее работа. Данная группа делится на теоретиков, исследователей и практиков.

Группа теоретиков готовит информацию по следующим вопросам:

  1. Осанка.
  2. Нарушение осанки (сутулость, сколиоз, кифоз, лордоз).
  3. Причины нарушения осанки.
  4. Предупреждение нарушений.
  5. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия.

Группа исследователей проводит исследования нарушений осанки в школе согласно данным мед. кабинета за год и вычерчивает графики.

Группа практиков готовит инструктивные карты по методикам выявления нарушений осанки и определения плоскостопия.

  1. Организационный момент: сообщается тема и цели урока.
  2. Изучение новой темы.

Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата. Разобраться во всех вопросах поможет экспертная группа.

Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (обратите внимание на таблицу). У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 12% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.

Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.

  1. Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
  2. Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении осанки.
  3. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.
  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  2. Важно избегать неудобных поз.
  3. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
  4. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  5. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  6. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
  7. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  8. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
  9. Не следует носить груз в одной руке.
  10. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 9% учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков.

Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.

  1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
  2. Встать на него мокрой ногой.
  3. Контуры следа обвести простым карандашом.
  4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Рекомендация: При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

  1. Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие.
  2. Домашнее задание: §15, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам.
Инна Жукова

Кандидат медицинских наук, автор многочисленных работ по клинической медицине, участник международных конференций. Большой опыт в исследовании интернет рынка.

Оцените автора
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
0
Оставьте отзыв! Напишите, что думаете по поводу продукта.x