Данная презентация разработана для проверки знаний учащихся по теме "Нарушение осанки .Плоскрстопие"
- Просмотр содержимого документа «Тест по биологии 8 класс "Нарушение осанки и плоскостопие"»
- 8 класс. Биология. Нарушение осанки и плоскостопие
- Вопросы
- Поделись с друзьями
- Комментарии преподавателя
- 1. Введение
- 2. Осанка
- 3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
- 4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой
- 5. Проверка гибкости позвоночника
- 6. Плоскостопие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии 8 класс "Нарушение осанки и плоскостопие"»
Тест по биологии 8 класс «Нарушение осанки и плоскостопие»
1.Выберите верное утверждение.
- 1.Осанка- привычное положение тела человека.
- 2. Осанка – вынужденное положение тела человека.
- 2. Назовите причины нарушения осанки.
3.В каком возрасте может возникнуть нарушение осанки?
- 1. в младенческом возрасте( когда ребенок начинает сидеть).
- 2. в подростковом возрасте
- 3. после перенесенных инфекционных заболеваний
- 4.Назовите причины развития плоскостопия.
5.Расстояние глаз от компьютера должно составлять:
- 1. 30-50 см
- 2.10-20 см
- 3. 25-30 см
6.Скалиоз- это искривление позвоночника
- 1. вперед
- 2.назад
- 3. в боковую стороны
- 7.Создайте памятку для предупреждений искривления позвоночника.
- 1. 1
- 2 .
- недостаток солнечных лучей ;
- недостаточное употребление молочных продуктов;
- неудобная постель;
- переедание, ожирение, нарушение деятельности желез внутренней секреции;
- неправильная поза во время учебных занятий
- перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями;
- раннее ношение обуви на высоком каблуке;
- отрицательные эмоциональное состояние
- 3. 1,2,3
- 4.Узкая, тесная обувь, ношение высоких каблуков
- 5. 1
- 6. 3
- Здоровый образ жизни
- Правильное сбалансированное питание
- Удобная обувь
- Удобная твердая постель
- В меру нагруженный портфель
- Эмоциональное состояние человека
- Инсоляция солнечных лучей и образование витамина «Д» в организме
8 класс. Биология. Нарушение осанки и плоскостопие
- Оглавление
- Занятия
- Обсуждение
- О курсе
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Введение
Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.
При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.
Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.
Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.
– Увеличение массы тела
Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем
2. Осанка
Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.
3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз (см. Рис. 1).
Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице (см. Рис. 2). Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника (см. Рис. 3). Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками.
Рис. 3.
4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой
Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.
Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол (см. Рис. 4). Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.
Рис. 4. Правильная осанка при работе за столом
Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.
5. Проверка гибкости позвоночника
Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку (см. Рис. 5). После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.
Рис. 5. Определение гибкости позвоночника
6. Плоскостопие
В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.
При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.
Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.
Меры предупреждения плоскостопия:
– Ходьба на цыпочках
– Ходьба на внешней стороне стопы
– Ходьба на внутренней стороне стопы
– Попеременное сжимание пальцев стопы
– Бросок небольшого предмета пальцами стопы
– Занятие плаванием и различными спортивными играми
Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).
На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).
Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.
Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие» Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse_po_teme_narushenie_osanki_i_ploskostopie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе.
Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности.
Цели: 1) разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
2) познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
3) развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», графики, инструктивные карты.
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех.
I. На первом уроке темы «Опорно – двигательная система человека» ставится проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».
II. Формируется экспертная группа и организуется ее работа. Данная группа делится на теоретиков, исследователей и практиков.
Группа теоретиков готовит информацию по следующим вопросам:
- Осанка.
- Нарушение осанки (сутулость, сколиоз, кифоз, лордоз).
- Причины нарушения осанки.
- Предупреждение нарушений.
- Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия.
Группа исследователей проводит исследования нарушений осанки в школе согласно данным мед. кабинета за год и вычерчивает графики.
Группа практиков готовит инструктивные карты по методикам выявления нарушений осанки и определения плоскостопия.
- Организационный момент: сообщается тема и цели урока.
- Изучение новой темы.
Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата. Разобраться во всех вопросах поможет экспертная группа.
Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».
В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».
При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (обратите внимание на таблицу). У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.
Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 12% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.
Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.
- Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
- Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении осанки.
- Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.
- Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
- Важно избегать неудобных поз.
- Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
- Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
- После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
- Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
- При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
- Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
- Не следует носить груз в одной руке.
- В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.
Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 9% учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков.
Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.
- Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
- Встать на него мокрой ногой.
- Контуры следа обвести простым карандашом.
- Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Рекомендация: При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
- Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие.
- Домашнее задание: §15, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам.